XII. Снова в путь по святым местам, напевая "трудно высказать и не высказать, все, что на сердце у меня..."

Отправляясь в свое время в путешествие от пункта с непонятным поначалу названием "3,03 см", мы попали через дебри закона в священное пространство храма и завершили свой путь на поэтической ноте. Надо вам сказать, что тема закона и храма нами отнюдь не была исчерпана; а солидные знания, полученные позднее, вполне позволяют нам вновь отправиться по уже знакомым местам и завершить логическую "храмово-законодательную" цепочку.

Знакомый уже кандзи "путь" при добавлении снизу элемента "закон" превращается в кандзи "руководить, вести". Логичность данного кандзи несомненна, "руководитель" - это некто, ведущий остальных вперед на законном основании

...

Объединение элемента "текст, цитата" с элементом "закон" приводит к появлению кандзи со значением "против, напротив" и дополнительным смыслом завершенности "комплект". Можно представить себе данный иероглиф, как " "законченную" букву закона, "против" которой не пойдешь" -

...

Для иллюстрации к использованию предыдущего кандзи познакомимся с несложным кандзи "маска, внешняя сторона", по форме весьма сходным с кандзи "сто". Единственное различие - замена горизонтальной черты в элементе "солнце" на изображение "глаза". " "Маска" - это сотни различных "внешних" обликов с отверстием для глаз" -

В сочетании с кандзи "напротив" получаем слово "встреча, интервью" (по-японски - "таймэн"). Интервью - это встреча журналиста, находящегося "против маски", с человеком, пытающимся показать только свою внешнюю сторону и не допустить пытливого взгляда в истинную сущность своего естества -

 

...

Следующий кандзи известен под названием "единственный". Визуально раскладываем его на элементы "десять", "поле" и "закон" и вновь мысленно соединяем в единый образ, который можно закодировать во фразе "полей - десятки, а закон - "един" для всех"

Весьма образное слово получится при добавлении к данному иероглифу кандзи "ворота". "Единственные ворота", через которые человек выходит в жизнь - это его "специальность" (по-японски - "сэммон"

 

Если вместо "ворот" мы поместим кандзи "использовать", то получим слово "сэн'ё", которое переводится, как "частное, личное" или даже "эксклюзивное право" -

 

...

Если кандзи "единственный" дополнить элементом "десять", то образуется новый кандзи, смысл которого легко понять - "десять единственных" означает уже, наоборот, "универсальный" или "распространять" -

Слово "хакуай" в переводе означает "человеколюбие, филантропия" и образуется при добавлении кандзи "любовь" к кандзи "распространять" -

 

А при добавлении кандзи "слушать, узнавать" получается слово "хакубун", означающее "знающий, хорошо информированный"

 

...

Если хорошо знакомый кандзи "присоединять, прикреплять" расположен в элементе "землянка", то это значит, что перед нами новый кандзи "департамент", имеющий также смысл "городская префектура" для крупных городов. Здание, в котором занимаются "присоединением, объединением окружающей территории", вполне логично определяется значениями, приведенными выше -

Если к иероглифу "департамент" присоединить кандзи "правильный", то мы получим "департамент, который всегда должен поступать правильно" или "правительство" (по-японски звучит "сэйфу", что для нас создает образ несгораемого сейфа, в котором трудятся государственные чиновники) -

 

...

Обратим внимание теперь на несколько кандзи, в состав которых входит элемент "храм". Если над изображением "храма" размещается элемент "бамбук", то речь идет не о простом бамбуке, а о самом лучшем. Около храма может произрастать бамбук только высокого качества, отсюда и значение данного кандзи - "класс, качество" -

В сочетании с "единицей" образуется слово "первоклассный" или, по-японски, - "итто:" -

А если вместо "единицы" мы видим кандзи "верх, подниматься", то перед нами термин "высшего качества" (по-японски - "дзёто:") -

 

...

"Корова" около "храма" также, как и бамбук, не может быть обычным животным; это нечто "особенное, специальное" -

...

Вы помните кандзи "ждать" - "люди около храма в ожидании чуда". Если в этом иероглифе изображение "земли" меняется на изображение "солнца", значит чудо произошло - вы оказались в "выигрыше", получили "прибыль". Кто умеет ждать, для того взойдет солнце (того ожидает выигрыш, прибыль) -

В сочетании с кандзи "встречать" получаем слово "этоку", в русском переводе означающее "взаимопонимание" ("встреча", приносящая взаимную "прибыль") -

 

...

Вновь непоседливая птичка уводит нас на короткий миг в сторону для того, чтобы познакомить с еще одним иероглифом "тело". Когда-то этот кандзи обозначал "беременную женщину", но в течение долгих столетий значение его расширилось и, в конце концов, превратилось в "тело". Присмотритесь к этому кандзи, в нем явно просматривается элемент "сам, свой", выросший на фигуре "человека", отклонившегося от такой тяжелой ноши назад. Внешиние очертания кандзи весьма напоминают контур нашей буквы "я" -

В сочетании с кандзи "высокий" образуется слово "рост", которое по-японски произносится "синтё:" -

 

...

Возвращаемся к элементу "закон, пульс" . Вместе с элементом "тело" он образует кандзи "стрелять". Вспомните кандзи "атаковать" - "пульсирующие" в горле "слова"; если же "пульсирует" все "тело", значит в вас выстрелили и, видимо, попали. С другой стороны, у того, кто стреляет, тоже может наблюдаться нервная дрожь по телу. Когда в следующий раз вам придется взять в руки оружие, вспомните этот иероглиф и проверьте на себе правильность его истолкования -

...

Следующий кандзи представляет собой некое сочетание всех элементов из глаголов "стрелять" и "атаковать". Как известно из математики, два минуса дают плюс; так и в данном случае, если слова и тело пульсируют, то это свидетельствует о крайней степени выражения благодарности. Сочетание элементов "слова", "тело" и "пульс, закон" образует слово "благодарить" -

...

Кандзи "командовать" с дополнительным значением "собираться что-то сделать" состоит из элементов "когти", "закон", дополненных не слишком понятным сочетанием, истолковываемым классиками, как "брусок льда". Мне этот элемент представляется бодро марширующей фигуркой солдата, вскинувшей руку и ногу в парадном строю. "Командовать" солдатом необходимо "цепко придерживаясь закона". "Солдат", в свою очередь, "собирается что-то сделать" подчиняясь приказу командира -

...

Последний кандзи из цепочки - означает "выращивать" и "плодоношение". "Дерево" по "закону" должно принести хотя-бы "десяток" "горошин", но для этого необходимо его "вырастить" -

Пробегитесь вхглядом по цепочке и попытайтесь вспомнить значение каждого из знаков. Выберите те кандзи, значение которых не удается сразу вспомнить, и повторите еще раз идею, связанную с его составом элементов.

 

 

 

(Точка, где измеряется пульс, 3,03 см ниже запястья, "пульс, закономерность, закон") - (человек и его пульс неотделимы друг от друга, "прикреплять, присоединять") - (присоединение, прикрепление окружающего пространства к зданию, "департамент, префектура") - (дерево рядом с законом, закон среди деревьев, "деревня") - (закон под крышей, "защита, охрана") - (закон в определенных рамках, установленный не для всех, "коллектив") - (слова, пульсирущие в горле перед лицом врага, "атаковать") - (текст закона, против которого не пойдешь, особенно если он завершен, "против, комплект") - (путь на основе закона, "руководить") - (полей десятки, а закон один, "единственный") - (десять уникальных, "распространять, универсальный") - (на дереве хоть десяток горошин должны появиться, "выращивать, плодоносить") - (тело пульсирует при попадании пули, "стрелять") - (слова и тело пульсируют от высказываний благодарности, "благодарность") - (солдат марширует строго по закону - "командовать, намереваться") - (место, где ощущается пульс земли, "храм") - (наблюдение за движением солнца из храма, "время") - (рука храма, "иметь, владеть") - (слова, рожденные в храме, "поэзия") - (люди ожидают чудес около храма, "ждать") - (для ожидающих взойдет солнце удачи, "прибыль") - (бамбук около храма не простой, "качество") - (корова около храма тоже неординарная, "специальный")

"Храмово-законодательная" цепочка вышла у нас несколько длинной, и при желании ее можно разделить на две части - до "храма" и после "храма". Но если вы не испытывали трудностей, пробегая по цепочке взглядом, то оставьте ее в целости и тренируйтесь время от времени, как и с другими цепочками.

Продолжим разговор о чувствах, истолковав несколько кандзи, опорным элементом которых (снизу) является "сердце"

Если "на сердце" вы видите элемент "середина", то смысл данного кандзи выражается в том, что все чувства исходят из самой середины сердца, то есть, они наиболее искренные и прямые. Значение кандзи полностью соответствует этой идее - "преданность, честность" -

...

Если же вместо "середины" вы видите другой элемент, с которым мы сейчас познакомимся, то ... но, впрочем, сначала посмотрите на кандзи, который выходит за пределы экзаменов первых трех уровней, но без которого трудно понять смысл иероглифа, в состав которого он входит. Данный кандзи представляет собой как-бы уже знакомую "середину", но подвергшуюся раздвоению (в середине размещается римская цифра "два"). Смысл заключается во "второстепенности" того, что обозначется данным кандзи; он обычно образует приставку "суб-" или "под-". Наиболее точно можно выразить его значение позволяет термин "эрзац". По чисто фонетическим признакам (произносится "а") используется для обозначения "Азии", что у меня лично вызывает возражения -

...

Итак, если вместо "середины" на "сердце" располагается некий "эрзац", то смысл иероглифа будет заключаться в выражении "эрзацчувств", что явно настраивает нас на критическое к нему отношение. Официальное значение данного кандзи - "плохой, злой, вредный" и он образует множество слов, имеющих, как правило, резко негативное значение -

 

Приведем пару примеров -

 

"Варумоно" - плохой человек, негодяй

 

"Варукути" - ругательство, злословие

...

Вариант для запоминания следующего "сердечного" кандзи получился в виде некоего ребуса. Выделим в нем уже встречавшуюся нам "арабскую семерку", "руку" и "сердце" и попробуем связать эти элементы со значением иероглифа "спешить". Задача не из легких, но мы с вами уже не раз демонстрировали определенную изворотливость ума. Фраза, кодируемая в сознании, может выглядеть так: "Настолько "спешил" жить, что успел семь раз предложить руку и сердце". Несколько абстрактно, но зато легко превращается в устойчивый образ -

Образует много слов, связанных со спешкой и внезапностью, например, в сочетании с кандзи "болезнь" получается слово "кю:бё:" или "внезапный недуг" -

 

Сочетание же с кандзи "идти, двигаться" дает нам слово "кю:ко:", что в переводе означает "скорый поезд, экспресс" -

 

...

Следующий кандзи состоит из элементов "сам, свой" и "сердце". Его можно представить себе, как родительское сердце, для которого самым родным или "своим" на востоке, прежде всего, является "сын" - продолжатель твоего рода, твоя кровиночка, твое "дыхание". Посмотрите на этот кандзи и зафиксируйте в сознании материнские чувства восточной матери к своему "сыночку", на которого она не "надышится".

...

Мы уже познакомились с кандзи "причина, основа" (нечто "значительное, большое" в "границах" какого-либо явления). При добавлении к нему снизу элемента "сердце, чувства" образуется новый иероглиф "доброта, расположение" выражающий по сути мысль о том, что причиной для больших чувств в человеке является именно его доброта.

"Доброта" в сочетании с кандзи "человек" не может образовать ничего иного, чем слово "благодетель" (по-японски - "ондзин") -

 

...

Для продолжения пути вновь необходимо отвлечься и внимательнее присмотреться к нашему бесхвостому гиду, отсутствие хвоста у которого подчас заставляет нас бросаться из стороны в сторону (всегда возвращаясь, однако, на путь истины). Может быть кроме проблем с хвостиком у нашей красавицы возникли проблемы с крыльями? Если крылышки смотрят в разные стороны и совсем не похожи на уже известный нам иероглиф с одноименным названием "крылья", то это может привести к беде - мы можем вслед за птичкой избрать "неверный, ошибочный" путь -

...

Одна из возможных ошибок может состоять в том, что мы перепутаем данный кандзи с очень похожим на него иероглифом "триллион", имеющим также значение "предзнаменование". Представьте себе крылья, не просто по ошибке вывернутые в разные стороны, но и весьма изношенные после "триллиона" взмахов. На них уже явно меньше перьев и это является плохим "предзнаменованием" -

...

Если вы ощущаете, что у вас "на сердце" что-то не так как надо, если вас гнетут совершенные "ошибки", то вполне понятно, что вас переполняет печаль и грусть. Я думаю, что вас не удивит значение приведенного ниже кандзи - "печальный, грустный" -

...

Для того, чтобы с полным правом сказать себе: "Хватит о грустном...", давайте завершим с изучением ошибок, благо таких иероглифов осталось немного, а уж затем с легким сердцем продолжим изучать дела сердечные.

"Человек" + "ошибочный, неверный" скорее всего трактуется по смыслу "не такой, как все остальные". Из всех известных нам профессий самые "не такие" люди это, пожалуй, актеры. Значением данного кандзи как раз и является "актер", а дополнительно этот иероглиф означает "юмор, шутку", то есть, то, на что скорее всего способны именно актеры -

...

Смысловое значение следующего иероглифа будет уловить значительно проще, если вы вспомните кандзи "покупать" ("ракушки" в качестве денег в обмен на "товары", выстроенные в один ряд). В новом кандзи мы видим, что вместо денег для покупки "товаров" пытаются использовать что-то "неверное", может быть это происходит по "ошибке". Однако, и в том, и в другом случае налицо совершение "преступления" и это большой "грех" -

Человек, совершивший преступление, называется по-японски "дзайнин" или "цумибито", но, при этом, данное слово пишется одинаково, несмотря на варианты его произношения (один - китайское наследие, второй - чисто домашний вариант, но оба означают "преступник, грешник") -

 

...

На этом с ошибками покончено, продолжим изучение сердечных тайн, и попробуем поразмыслить над тем, что может означать "след от клинка" на изображении "сердца". Давайте, как договорились, не будем о грустном, поэтому представим себе, что речь идет о любви, которая нанесла сладкую рану нашему сердцу. Для каждого из нас это чувство должно однажды оставить глубокий след на сердце, и это произойдет (произошло) "обязательно, неизбежно", иначе вы попросту никогда в жизни не взяли бы в руки эту книжку. Итак, взгляните на кандзи "обязательно", и убедите себя в неизбежности сердечной раны; при следующей встрече с этим знаком что-то слегка шевельнется в вашем сердце и вы, безо всяких сомнений, сразу определите, о чем идет речь -

...

Кандзи, состоящий из элементов "дерево" и "глаз", означает понятие "аспект, сторона" чего-либо. С одной стороны мы наблюдаем за деревом, с другой стороны, исходя из того, что природа наполнена жизнью не в меньшей степени, чем мы, процесс наблюдения является "взаимным". Есть еще одно значение данного иероглифа " правительственный министр ", подразумевающее то, что столь ответственная персона обязана по долгу службы наблюдать за определенными аспектами жизнедеятельности страны. Итак, если вы видите изображение "дерева" и рядом с ним "глаз", подумайте о том, что мы постоянно следим за определенными аспектами природы, а она, в свою очередь, постоянно наблюдает за нами. Самый ответственный наблюдатель - это министр.

 

...

Если данный кандзи в качестве элемента располагается над элементом "сердце", который, как известно, связан с идеей "мыслить, думать", то значение кандзи "мысль, идея" становится вполне обоснованным. Раздумья над определенными сторонами чего-либо приводят нас к возникновению идей.

...

Попробуйте вспомнить кандзи "смысл, значение" ("звук" + "сердце" - "сердцебиение" при проникновении в "смысл" очередного иероглифа). Если этот кандзи в качестве элемента соединен с фигурой "человека", то сочетание "смысл существования человека" наводит на мысль о бесконечности (сколько смысловых значений в вашем существовании?) Бесконечное количество, не поддающееся реальному учету, но, тем не менее, оно обозначает число "сто миллионов". Есть одна идея, приближающая нас к объяснению, об истинности которой судить вам, читатель. Дело в том, что сто миллионов секунд составляют приблизительно тридцать лет человеческой жизни. Может быть в данном иероглифе и содержится тайный смысл, заключающийся в том, что для осмысленной жизни человеку отпущено сто миллионов секунд (древние, согласно научным данным, жили в среднем примерно столько) -

...

Немного о грустном. Следующий иероглиф по форме напоминает половинку гроба (левую), оттенок чего-то давящего придает ему наличие элемента "пресс-папье". В соответствии с формой кандзи означает "умирать, гибнуть" -

...

Канлзи "забывать" составлен из элемента "умирать", расположенного на "сердце". Если у вас на сердце мысли об умерших, то об остальном невольно забываешь -

...

Завершим пока гадания о том, что "на сердце лежит", слишком уж сложны графически оставшиеся несколько иероглифов. Остановимся на простых кандзи с изображением человека. Вы наверное запомнили иероглифы "добродетель, человечность" ("за себя и за того парня"), "служить" ("служи казак, самураем будешь"), "прикреплять, приклеиваться" (""человек" и его "пульс" неотделимы"), "делать" ("человек с пилой"). Имеется довольно много похожих кандзи, в которых слева расположена хорошо знакомая фигурка человека. Начнем с кандзи "честность, доверять", в котором рядом с "человеком" расположены "слова". Древние японцы (и их учителя китайцы), видимо, доверяли человеку и его слову -

...

Следующий легко запоминаемый (но не столь часто встречаемый) кандзи означает "отношения между людьми" и состоит из "человека" и элемента "середина". Отношения среди людей выражаются именно этим сочетанием -

 

...

Кандзи "сообщать, передавать" также состоит из знакомых нам элементов "человек" и "два носа" (которые под элементом "треугольная крыша" мы знаем как кандзи "встреча, встречать"). Люди при встрече, как правило, обмениваются новостями; вот вам и маленький ключик для запоминания данного иероглифа -

...

 

 

"Старый" за "дверьк"" явно указывает на то, что кто-то давно уже НАХОДИТСЯ в данном месте J^ , следовательно, можно истолковать иероглиф и как МЕСТО ОБИТАНИЯ.

Иероглиф ОРГАНИЗАЦИЯ, ГРУППА - Ц] истолковывается, как "^границы* "^закона*, определяемые самой организацией.

Беспокойство заблудшего можно выразить иероглифом ОЖИДАНИЕ, ПЛАН - -^е . Вспомните иероглиф ^спокойствие* ("женщина" под "крышей"). Так вот, здесь мы видим, как <"женщина* вместе с ^крышей^ оказалась заброшенной на верхушку "^деревоо. Ожидайте и планируйте теперь, как возвратить ее на место.

Кстати, интересно какое это дерево, на вершине которого поселился ^окойо? Может быть СОСНА - ^^ - ^общественное дерево*, но очень уж она высока.

А может это СЛИВА - ^ffi- - тоже "^деревоо для ^каждого^?

Итак, как нам добиться нужного результата? РЕЗУЛЬТАТ - ^ff - это иероглиф, говорящий сам за себя - "если ^вмешается* ^сила^ сбудет достигнут нужный эффект".

Холм может состоять из камней (вспомните иероглиф ^камень) и ПЕСКА - ^у*^ (^каменьо, который Вы вспомнили + ^немного^), то есть, "камешки превратились в мелочь".

Мне очень стыдно, так как мы совсем забыли о несчастной женщине, сидящей наверняка до сих пор на вершине не то сосны, не то сливы. СТЫДНО настолько, что кровь от ^сердца* активно приливает к ^ушам* -

^

Такая замечательная женщина из иероглифа, и покой в доме охраняет, и целомудренностью наверняка отличается. ЦЕЛОМУДРИЕ, ВЕРНОСТЬ - j|l (""человек^ живущий как "'ракушка* наверняка сохранит верность - на дне моря, да еще в закрытых створках!)

Надо обязательно помочь несчастной, снять ее с дерева вместе с домом. ВНЕСТИ СВОЙ ВКЛАД, ПОМОЧЬ - •pi можно как оравотой*, так и ^деньгами*.

Если помощь не будет оказана, то мы будем чувствовать свою НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ - ^д" ощущение того, что ^недостаточно* ^силыо.

ОЧЕВИДНОСТЬ всего сказанного не нуждается в ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ. Оба эти понятия выражаются иероглифом - -гД^ ""правильные* ^слова*.

После завершения приключений предадимся наконец ОТДЫХУ -или, иначе говоря, "возможности почесать ""свой* ""язык* от всего "^сердца*".

 

 Обратно с содержанию

 



Hosted by uCoz