IX. Вновь "элементарный метод Холмса" или переводчик, не научившийся читать

"Вы помните, Ватсон, то секретное дело, связанное с похищением золотого Будды из императорского дворца?" - спросил Холмс, скользя взглядом по японской газете, которую он начал выписывать с прошлой недели. "Холмс, раз вы сказали, что об этом деле я не имею права даже упоминать нигде в течение ближайших десяти лет, то можете считать, что я о нем забыл" - ответил я, с любопытством глядя на страницу, усеянную "пляшущими человечками" (именно такая ассоциация возникла у меня при первом знакомстве с японской прессой). "Ход ваших мыслей абсолютно верен, Ватсон, но для вашего сведения могу сообщить, что все завершилось наилучшим образом - в газете написано, что инспектор Кобаяси, который к нам приезжал за консультацией, назначен главным инспектором и переведен в Токийскую префектуру; следовательно, все, что мы предполагали, случилось на самом деле". В это время в комнату вошла миссис Хадсон, неся в руках поднос с чаем; заметив в руках Холмса газету, она попросила: "Почитайте вслух по-японски, мистер Холмс, с тех пор, как вы получаете эту газету, мне безумно интересно было бы послушать эту японскую речь". "Миссис Хадсон, вы же прекрасно знаете, что я не говорю по-японски; с таким же успехом почитать вам эту газету может Ватсон" - довольно резко, на мой взгляд, ответил на ее просьбу Холмс. "Но я же вижу, что вы ее читаете, мистер Холмс" - проявила настойчивость наша квартирная хозяйка. На это Холмс со странно застывшим выражением лица ответил, предельно четко выговаривая каждый слог: "Я не читаю, миссис Хадсон, я перевожу". У бедной старушки буквально отвисла нижняя челюсть; она застыла на месте, но затем, как бы спохватившись, медленно развернулась и с королевским достоинством покинула нашу комнату, не забыв при этом оставить поднос на столике.

"Холмс, зачем вы так издеваетесь над бедной миссис Хадсон?" - спросил я у Холмса - "Право же, она этого не заслуживает". "Но я ведь сказал ей чистую правду, читаю я по-японски нисколько не лучше вас" - ответил на это Холмс уже несколько мягче - "Если я начну объяснять ей, что получаю нужную мне информацию из японской газеты, будучи абсолютно безграмотным в плане чтения, то думаю, она обидится еще больше, потому что примет это за неприличное вранье, которое может быть адресовано только крайне глупому человеку".

-"А, кстати, Холмс, мне тоже любопытно, когда вы научились управляться с японскими газетами, ведь господин Кобаяси побывал у нас не далее, как три месяца тому назад, и я готов на любое пари, утверждая, что до этого вы даже не подозревали о существовании такой страны, как Япония" - "И вы, безусловно, выиграли бы, дорогой Ватсон, я действительно ничего не знал об этой стране до тех пор, пока наш порог не переступил вечно улыбающийся и кланяющийся детектив". - " Но, Холмс, хотя бы в двух словах поясните, как можно понять что-нибудь в заметке из "Таймс", если вы и двух слов не можете связать по-английски?" - "В заметке из "Таймс" действительно понять что-либо будет невозможно даже при удесятеренной по сравнению с моей способностью к дедуктивному анализу, а вот в японской или китайской газете можно" - спокойно произнес Холмс и взялся за свою любимую трубку - "Скажите, Ватсон, если вам на улице потребуется кэб, нужно ли для этого, чтобы на стенке кэба была помещена подробная инструкция о том, для каких целей используется этот вид транспорта? Или вам и так известно, для каких целей вы можете воспользоваться услугами кэбмена? Другой вопрос, дорогой Ватсон, если вы попали в Париже в район пляс Пигаль и видите в окне веселую мадемуазель во фривольной позе, неужели вам потребуется подробное пояснение на бумаге для того, чтобы понять, какого рода услуг вы можете ожидать от этой витринной красавицы?" - Холмс начал священнодействие с раскуриванием любимой трубки и через пару минут, войдя в привычный ритм курения, продолжил - "Так вот, дорогой Ватсон, на странице любой японской или китайской газеты содержится информация, которая выражена не в виде алфавитной тарабарщины, недоступной любому иностранцу, каким бы живым воображением он ни обладал, а в виде детских рисунков, слегка затертых временем, но вполне поддающихся моему дедуктивному методу. Подайте мне визитную карточку господина Кобаяси, она лежит на столе рядом с вами. Посмотрите сюда Ватсон, вы видите два необычных на первый взгляд знака, эти знаки - китайские иероглифы, один означает "маленький", другой - "лес". Если бы господин Кобаяси не сообщил мне свое имя в устной форме, я бы до сих пор называл его для себя - господин "Маленький Лес". Для меня неважно, как звучит то или иное слово по-японски или по-китайски; главное, чтобы я понял, что это слово может означать. Вы помните, как после ухода Кобаяси пришли бумаги из Японии вместе с переводом на английский, правильность которого я подверг сомнению, и, как оказалось, не без оснований на то. Но для этого мне пришлось серьезно взяться за учебник и словари. Сначала я пришел к пониманию того, что все иероглифы составлены из неделимых "элементов", число которых не превышает двухсот. Потом оказалось, что такого рода элементы под названием "ключей" были придуманы уже тысячелетия тому назад, но, поскольку стиль жизни довольно кардинально изменился за это время, смысловое значение некоторых "элементов" стало неактуальным для нас. Для того, чтобы это стало вам понятно, Ватсон, вот вам иероглиф "чужой, снаружи" " - с этими словами Холмс нарисовал на листке бумаги следующий знак -

"Данный иероглиф состоит из двух легко различимых элементов - "вечер" ("месяц" на предполагаемом небе) и второй элемент, который, как я позже узнал, соответствует трещине на панцире черепахи, используемом для гаданий или какой-то иной мистики. Я же для себя увидел в данном элементе сходство с уже известным мне изображением "человека" и условно определил его, как "марширующий человек". Вживаясь в образ японского крестьянина (пусть и ошибочный), представляю себе "человека, быстро идущего мимо моей деревни вечером". Раз он идет мимо, значит "чужой", находящийся "вне" места моего обитания.

После того, как я дедуктивным методом выделил две сотни "элементов" из 3-4 тысяч иероглифов (на это ушла пара дней), пришлось затем придумать ассоциации для каждого из вновь "конструируемых" иероглифов; в качестве примера я показал вам иероглиф "чужой, вне". При достаточно развитой памяти и неплохом ассоциативном мышлении мне хватило недели для того, чтобы создать моментально узнаваемый образ для каждого из иероглифов. На втором этапе, который потребовал от меня гораздо более серьезных усилий, пришлось основательно поработать со словарем. Я поочередно находил в словаре знакомое изображение и смотрел перевод различных сочетаний, раскладывая их по полочкам памяти и абсолютно не обращая внимание на чтение. К примеру, тот же иероглиф "чужой, вне" дает следующие сочетания, которые легко воспринимаются при развитом образном мышлении -

- в сочетании с иероглифом "слышать, узнавать" получаем выражение "репутация" (то, что "чужие" "узнают" о тебе) -

 

- в сочетании с иероглифом "дело" - "иностранные дела" -

 

- в сочетании с иероглифом "использовать" - выражение "для внешнего употребления" -

 

- в сочетании с иероглифом "дух, энергия" - выражение "на открытом воздухе" -

 

- в сочетании с иероглифом "страна" - "зарубежное государство" -

 

- при добавлении к "зарубежному государству" иероглифа "человек" получим термин "иностранец" -

 

- если удалить "страну" из вышеприведенного сочетания, то смысл его не изменится, "иностранец" может выглядеть и так -

 

- смысл иероглифа "выходить" при помощи тероглифа "чужой, вне" получает дополнительный акцент "выходить из дому" -

 

При добавлении знаков слоговой азбуки (на нее у меня ушло несколько часов) в данном иероглифе улавливается смысл "снимать, расстегивать" (если добавить знак "су") или "выскакивать, терпеть неудачу" (при добавлении "рэру").

При развитой и тренированной памяти мне хватило трех недель для того, чтобы приступить к чтению газет, а затем разобраться в бумагах, присланных из Японии. Вы помните Ватсон, как пытался господин Кобаяси во время второго посещения поговорить со мной по-японски и удивлялся, узнав, что я обнаружил принципиальные расхождения в бумагах.

Надо сказать, что мой "элементарный" метод не противопоказан и людям с менее развитой памятью; я предполагаю, дорогой Ватсон, что если вы воспользуетесь моими разработками, то через 3-4 месяца сможете приступить к переводам из японской прессы".

Выслушав мистера Холмса, я в очередной раз вынужден был удивиться его неотразимой логике и поразиться циничному отношению ко всему, с чем ему приходилось сталкиваться в своей работе. Для вас, уважаемые читатели, привожу чтения примеров, изображенных своим другом, так как надеюсь, что вы оцените со временем и японскую любовную лирику и те слова, которыми, по свидетельству современников обменивались с врагами самураи перед тем, как идти на смерть...

"Репутация" произносится как "гайбун", "иностранные дела" - "гайдзи", "для внешнего употребления" - "гайё", "на открытом воздухе" - "гайки", "зарубежное государство" - "гайкоку", "иностранец" - "гайкокудзин" или "гайдзин", "выходить из дому" - "гайсюцу (суру)", "снимать, расстегивать" - "хадзусу", а "терпеть неудачу" - "хадзурэру".

...

Отрывок из неопубликованных заметок доктора Ватсона, любезно предоставленный в мое распоряжение одним из его правнуков, вдохновил меня с удвоенной силой продолжить путевые заметки по чудесной иероглифической стране, воспользовавшись путеводным направлением, указанным нам более ста лет тому назад великим сыщиком, который в старости спокойно читал японские научные трактаты, но счел возможным выучить произношение всего лишь нескольких фамилий и географических названий...

Иероглиф "почва, поверхность земли" составлен из собственно элемента "земля" и очень странного изображения, истолкование которого не попадалось мне ни в одной из работ, посвященных кандзи. Вслед за Шерлоком Холмсом я осмелился довериться собственной фантазии и пришел к выводу, что данный элемент можно в учебных целях назвать "серпом". "Серп" "сглаживает" поверхность "земли", делает ее более ровной; если речь заходит о "почве", то в нашем представлении обычно возникает картина бескрайнего поля, обработанного сельхозтехникой -

В соответствии с заветами великого сыщика пробежимся взглядом по словарю, указав для любопытствующих произношение готовых к употреблению слов и выражений -

 

Это слово "простой, скромный" (тот, кому довелось в своей жизни "погрызть землю", вряд ли будет изображать из себя королевскую особу - изящное сочетание кандзи "земля" и "вкус, опыт" - по-японски читается, как "дзими").

 

"Тигаку" по-японски означает "наука о земле" или "геология", а может относиться и к "физической географии".

 

А "тиригаку" - это "география" ("изучение логики земной поверхности" - это вам не фунт изюма!)

 

 

"Тидзё" означает "наземный".

 

Соответственно, "тика" - это "подземный". Если мы познакомимся между делом с иероглифом "железо", то сможем узнать, как японцы называют свой метрополитен.

...

"Железо" - это "металл" (параллельно имеющий значение "золото", не требующее никаких дополнений в качестве главного металла) + "терять" (изображение "стрелы", пронзившей маленького "человечка"). То, что наконечники смертоносных для людей стрел издавна делались из железа, не подлежит серьезному сомнению -

...

 

"Подземная" "железка" (так и наше старшее поколение некогда именовало железную дорогу) - это ничто иное, как "метрополитен" (по-японски "тикатэцу")

 

Приведем еще такое графически образное слово, как "карта" (совокупность иероглифов "поверхность земли" и "чертеж, план") или "тидзу"

 

 

...

Элемент "вода" (левый), по поверхности которой прошлись все тем же "серпом", сгладив на ней все морщинки, образует сонный и спокойный кандзи "пруд", практически не вступающий в связи с другими иероглифами -

В качестве иллюстрации к использованию данного кандзи в сочетаниях приведем "дэнти" или "электрическую батарейку" (забавная трактовка пруда, как резервуара для электричества) -

 

...

Следующий иероглиф будет, в некотором роде сюрпризом; оказывается в иероглифике можно пройтись "серпом" не только по "земле" и "воде", но и по "человеку", правда, это делается исключительно для того, чтобы подчеркнуть, что он "другой" -

По сути это синоним иероглифа "чужой, вне", про иностранца можно сказать не только "гайдзин", но и "танин" -

 

...

Следующий элемент, который превращен в запоминающийся в соответствии с "методом Холмса" - это "землянка". Он похож на "склон" из которого торчит "труба", отсюда и идея несколько необычного названия. "Землянка" + "частный, свой" образуют кандзи "широкий, просторный". Для сохранения в памяти закодируйте его фразой - "в своей землянке всегда кажется "просторно" " -

...

"Рука" + "просторно" означает "простираться, распространяться" -

...

Иероглиф "гадать, предсказывать" связан с кандзи "чужой, вне" элементом, истолковываемым, как "трещина на панцире черепахи, применяемом при гадании". Мы уже отказались от мысли использовать данный элемент в данном смысле (очень уж далек он от нашего образа жизни - я ни разу не слышал о гадателях по панцирю черепахи в Москве), поэтому, мне видится фигура за столом, радостно протягивающая руки к входящему клиенту, пришедшему узнать свою судьбу -

...

В "землянке" "гадалке" пришлось переквалифицироваться в "продавца", не менее радостно, протягивающего руки к клиентам, в результате мы видим перед собой кандзи "магазин" -

...

Иероглиф "отвечать, реагировать, принимать" состоит из элементов "землянка" и "сердце". Логика в использовании данных элементов появляется только, если этот кандзи связать с предыдущим. Сцена - вы входите в магазин, где продавец - "прорицатель" радостно протягивает к вам руки, он всем "сердцем" готов принять вас, как лучшего друга, отреагировать на каждое ваше желание, ответить на каждый вопрос -

...

Продолжим логическую серию "землянка". Продавец - "прорицатель" должен, скорее всего, заниматься продажей книг. "Прежде, чем" вы выберете себе книгу, внимательно познакомьтесь с ее "предисловием" -

...

А теперь представьте бредовую идею - вежливый продавец предлагает вам купить целый жилой "квартал". Сразу становится понятно, что во сне вы забрели в крупное "правительственное учреждение" или "министерство", где важный чиновник-коррупционер предлагает вам купить депутатское место. Проснитесь, но не забывайте о иероглифе, изображенном ниже и об идее, связанной с изображением магазина, торгующего целыми административными районами -

...

В следующем по логическому порядку кандзи мы также отступим от подлинного объяснения и придумаем свое объяснение (для любопытсвующих приверженцев истины отметим, что подлинное значение элемента, расположенного внутри нашей "землянки" - "нечто третьестепенное"; мне показалось, что по своей важности для нас этот элемент как раз и является третьестепенным). Итак, перед нами вновь "землянка", но в неприятном союзе с элементом "трещинки льда" (вспомните кандзи "зима"). Итак, кодируем образ для запоминания - внутри холодной землянки нас ожидает один-единственный вариант - "болезнь" -

...

Чтобы завершить цепочку "землянки" приведем кандзи, в котором изображен логический финал "продавца-колдуна" - он в конце концов попал на костер ("огонь" в нижней ипостаси). Давайте воспримем это как "знак" свыше и поставим на этом "точку" с магазинами и болезнями -

В совокупности с кандзи "тяжелый" мы получаем выражение - "главная особенность" (по-японски - "дзю:тэн") -

 

Возможно, когда-нибудь вам придется рассказывать японским друзьям о своей методике ускоренного изучения кандзи, и тогда вы, скорее всего, начнете рассказ так - "Главная особенность "метода Шерлока Холмса" состоит в том, чтобы мысленно разделить иероглиф на элементы, а затем вновь собрать его в запоминающуюся ассоциативную картинку".

...

"Звездочка" на "ножках" вполне логично может означать "свет, светить" -

...

А вот та же "звездочка" в "кулаке" может, с одной стороны, требует известной "догадки" - "Что бы это могло быть в руке, не верхушка ли иероглифа "рис"?" а с другой - вполне "подходит" к образу человека, способного "хватать с неба звезды". Эта идея приводит нас к двум возможным значениям иероглифа - "догадываться, угадывать" и "подходить, совпадать" -

В союзе с кандзи " корень, источник" образуется выражение "правда, правильно" (по-японски читается "хонто:") -

 

Это одно из универсальных выражений, позволяющее человеку, не знающему больше ни слова по-японски, создать у собеседника иллюзию приличного знания языка. В ответ на каждую фразу можно с вопросительной интонацией говорить "Хонто-о-о?", и если говорящий любит, чтобы его слушали, то у него может создаться впечатление, что вы достаточно умный и тонкий знаток японского языка. Представьте себе аналогичную ситуацию, когда вы рассказываете что-то японцу, а он время от времени широко открывает глаза и старательно, но вполне уверенно выговаривает единственную фразу "Нет, вы это серьезно?"

...

Спорный для восприятия кандзи "сейчас"; в нем всего 4 штриха, как в каком-нибудь знаке слоговой азбуки. Нужно весьма развитое воображение, чтобы придумать нечто убедительное на основе столь бедной графики. Мне воображение подсказывает, в таких случаях нужно прислушаться к мудрому совету французов - "Ищите женщину". Представим себе, что сверху расположен элемент "крышка сосуда", тогда нам остается один-единственный штрих, в котором для легкости восприятия я представляю себе изящную женскую ногу (вспомните ноги из кандзи "женщина") и испытываю определенную неловкость, вспоминая строгость родителей по отношению к попыткам сестры укоротить свою юбку вслед за подружками. Итак, нога излишне смело выставлена на всеобщее обозрение, представьте себя ревнителем (ревнительницей) нравственности и произнесите, как можно строже, глядя на этот кандзи: " Прикройте (вот и крышка пригодилась) "сейчас же" ногу!" -

...

Не исключаю варианта, что в ответ вы можете моментально услышать ответ вполне соответствующий вашему замечанию. Дама, столь смело демонстрирующая свои физические достоинства, в состоянии выразить свое отношение к вам при помощи того же элемента "крышка", соединив его с элементом "рот" и преобразовав в устное выражение типа "Захлопни, поддувало ...." с дальнейшими комментариями по поводу ваших достоинств. Глядя на кандзи, приведенный ниже, помните о том, что он вполне "подходит, соответствует" духу вашего замечания -

...

Если тирада дамы будет содержать еще и личное обращение типа "Ты, бамбук!", то фраза будет представлять исчерпывающий "ответ" на ваше хамское замечание - "Бамбук, закрой рот!" -

...

"Сейчас", помещенное в качестве элемента над изображением "сердца", обозначает очень простую идею - "мысль, чувство, желание". Соедините данный элемент в логическую смысловую цепочку с двумя предыдущими и подумайте, какие мысли, чувства, а возможно даже, и желания могут у вас возникнуть после темпераментного диалога с незнакомкой -

...

Представьте себе, что вас приятно поразил ее резкий ответ и в вас проснулось желание познакомиться с ней поближе. Не забывайте только об одном - изображенный выше кандзи "подходить, соответствовать" (уже не в обмене репликами, а в обмене чувствами) при появлении элемента "нить" (образование связи между вами) предполагает необходимость "обеспечить" красавице условия для устраивающего ее образа жизни -

...

Если "подходящее" соединяется с элементом "рука" (используемым в левом "ключевом" положении в иероглифе), то новый кандзи приобретает смысл "подобрать, найти". "Вы "подберете" (рука), только то, что вам подходит" -

...

Если вы увидите слегка трансформированный образ кандзи "подходить, соответствовать", в котором к элементу "рот" добавлена "согбенная фигура", то сразу возникает идея об армейском происхождении данного "кандзи" - "крышка" (давление сверху) + "рот" (молчание под давлением) + "согбенная фигура" (подчинение). Название данного иероглифа "приказ, команда" -

...

Практически близнец данного кандзи, среди элементов которого отсутствует элемент "рот". От этого значение практически не изменяется, это иероглиф "приказ, закон". Можно представить себе, что это более "значительный" кандзи, поскольку даже возможность прокомментировать его (элемент "рот") отсутствует - остается только подчиниться -

...

"Приказ, закон" в соседстве с "двумя трещинками" ("лед") образует кандзи "остывать, охлаждать" - в нем заключается "закон льда" -

...

После того, как приведенная выше цепочка покажется вам вполне логичной, перейдем к более знакомому кандзи с использованием элемента "крышка". Это иероглиф, который вы уже наверняка произносили по-японски, да и по-русски он звучит похоже на одно из двух возможных чтений - "чай". Смысл данного кандзи изящен и запоминается без усилий, как только вы правильно выделили в нем элементы "крышка", "растения" и "немного". Положите немного растений под крышку сосуда - и вы получите самый замечательный на земле напиток. Не забывайте только, что собственно чаем на востоке зовется то, что мы называем "зеленым чаем", при этом к слову "тя" добавляется уважительное "о" - "о-тя". Наш привычный черный чай называется "ко:тя" с добавлением еще одного элемента. Итак, внимательно посмотрите на кандзи "чай (зеленый)" и логически свяжите в единый образ его составные элементы -

...

"Своя" "землянка", как вы наверняка помните "широка" и "просторна", что уж тогда говорить о "своей" "земле" - отсюда возникает намерение попутешествовать по этим просторам, а для этого необходимо начать с того, что вы "уезжаете", "покидаете" родной дом, одновременно прощаясь со своим "прошлым" -

...

Кандзи "достигать, заходить максимально далеко" логически связан с предыдущим кандзи, но в нем мы "достигаем" "небесных сфер", оставив изображение "земли" в самой нижней части иероглифа -

...

Если кандзи "достигать максимально удаленного места" поместить под "крышу", то остается всего лишь образ "помещения", например "кладовой, чулана", как самых труднодостижимых мест в доме -

...

Если тот же кандзи вместо "крыши" поместить под "согбенной фигурой", образом, связанным с дверью, то это значит, что вы "достигли" "маленького магазина, лавки" -

"Хон'я" -так по-японски звучит название небольшого книжного магазинчика -

 

"Ханая" - "цветочный магазинчик" -

 

"Никуя" - "мясная лавка" -

 

Можете самостоятельно подставить перед кандзи "магазинчик" иероглифы "рис", "рыба", "плод + вещь = "фрукты" (по-японски "кудамоно") и вы получите название соответствующего магазина.

Название магазина может быть использовано и для наименования его владельца, то есть, "хон'я" - не только "книжный магазин", но и "букинист", "никуя" - "мясник" и т.д.

...

"Слова" + "десять" образует еще один кандзи со значением "измерять". Процесс измерения обычно сопровождается обсуждением методики операции и ее результатов - "Прежде, чем точно измерить что-либо, необходимо десять раз оговорить правильность своих действий" -

 

 

Так выглядит слово "часы" ("измерять время" или "токэй" по-японски)

 

А так изображается название "часового магазина" (и "часовщика") - "токэйя"

А вот еще изящное по смыслу слово -

 

"Тайонкэй" - "Тело" + "тепло" + "измерять" - точнее обозначить понятие "градусника" невозможно.

...

Еще один новый кандзи старинного происхождения "род", по форме напоминающий ковш (даже и на небесный "ковш" Большой Медведицы). Я сначала увидел в нем нечто напоминающее по форме "топор", но символ "ковша" упрощает истолкование этого иероглифа - в старинные времена близкие друг к другу люди, принадлежавшие к одной родовой группе, собирались за одним столом и отмечали данное событие традиционным употреблением напитков (более или менее горячительных). Для этих целей использовался именно ковш, образ которого можно считать символом родовой общины, отсюда и значение данного иероглифа -

...

Данный иероглиф не слишком продуктивный, но он образует очень часто используемый кандзи "бумага", в котором изображен принцип изготовления данного материала из кусочков шелковой ткани, измельченных; водная смесь из нитей при помощи ковша далее разливалась на специальные сетки (которым не нашлось места в иероглифе) -

...

Кандзи "низкий" указывает на низкое положение данного "человека" в своем родовом клане. Указание на самое "дно ковша" вполне проясняет смысл данного иероглифа -

...

Кандзи "основание, база" с близким по смыслу (если подумать) значением "дно" можно истолковать довольно логично - "землянка", какая бы она ни была, все-таки "здание, конструкция", в ее самой нижней части должен находиться "фудамент", "основание строения" -

Познакомьтесь также с интересным для запоминания выражением "дно моря" (по-японски - "кайтэй"), состоящим из кандзи "море" + "основа" -

 

...

Подобие следующего кандзи по форме ковшу подчеркивает его принадлежность к роду. "Рот" - право сказать свое слово среди родичей указывает на то, что речь идет о "людях" (а не о бессловесных тварях) -

В союзе с кандзи "страна" образуется торжественное слово "нация", звучащее по-японски, как "кокумин" -

 

...

От "ковша" перейдем к похожему по начертанию кандзи "глава" с дополнительным значением "длинный". Традиционное истолкование - "сидящий, опираясь на палку, старик с длинными волосами", из которого понятны оба смысла иероглифа. Полезно запомнить, что голова старика повернута назад (либо ветер дует со спины). Предлагаю также вариант истолкования, связанный с признаком "рода"; всмотритесь в данный кандзи - снизу уже знакомый "ковш", а сверху один из уже встречавшихся вариантов "руки" (вспомните "снег", "догадываться, совпадать"). Преобразуем данную идею в кодовую фразу - "Тот, у кого в руке ковш - "главный" ". У азиатских народов раньше высокие люди были в диковинку и высокий рост вполне мог быть дополнительным аргументом в пользу избрания вождя -

 

 

Благодаря знакомству с кандзи "главный, длинный" мы сейчас познакомимся с некоторыми руководителями в рамках любой компании. (Рядового работника ("сяин" или "ракушка" со "ртом" около "священного места") мы уже с вами знаем).

 

"Сятё:" - "глава фирмы", "президент компании"

 

"Катё:" - "начальник отдела" ("секция" + "главный")

...

Завершим очередную главу возвратившись к описанию лица, образ которого сразу должен возникнуть перед вашим внутренним взором. Давайте подарим нашему лицу для начала улыбку, познакомимся с кандзи "зубы". Сложный для памяти, на первый взгляд, но если по методу Холмса выделить в нем элементы, то становится понятно, что во "рту" "стоят" белые как "рис" зубы -

Давайте вновь посмотрим на наше лицо, на котором все 32 зуба блестят здоровой белизной в улыбке -

...

Пришло время (квалификация "определителя элементов" высокого класса нам уже позволяет это) познакомиться с кандзи "лицо". Помните кандзи "шея", который не без основания полагает себя "головой" (мы увидим, что в качестве элемента он часто исполняет эту роль). При небольшой трансформации этого кандзи ("брови" превращаются в "усы") и добавлении составного элемента, в котором выделяются "волосы" (Гюльчатай, открой личико!), "стоять" и "склон" получаем то, что требуется. Немного сложно, но нас уже этим не испугать - "Над склоном лба три волоска стоят, усы под носом гордые висят; необязательно изображать яйцо, чтоб вышел кандзи под названием "лицо" " -

...

Раз уж мы вспомнили кандзи "шея", то последним иероглифом у нас будет символичный "путь, дорога" - "голова" (в этом значении используется "шея") + "движение" ("человек отправился в путь") -

 

Обратно с содержанию



Hosted by uCoz